Главная страница arrow О нас в прессе

Наши партнеры











Ближайшие праздники

Праздники Украины

Погода

Погода в Киеве

Наше голосование

Как Вам новый сайт?
 

Поиск по сайту

Сейчас на сайте

О нас в прессе Версия для печати Отправить на e-mail

Эпоха вендинга

Не так давно мы пережили эпоху, когда магазины «прилавочного» типа активно вытеснялись супер-, гипер- и минимаркетами. Сегодня, пусть менее активно, но ларечная форма торговли также начинает уходить в прошлое, шаг за шагом уступая место торговым автоматам. Эти современные автоматы из железных коробок с примитивным дизайном превратились в красочные витрины, торгующие не только водой с сиропом, а всем, чем только можно: от шоколадных батончиков и кофе до дисков, цветов и колотого льда. Такие автоматы - вендоры - не требуют присутствия продавца и обеспечивают прямое общение с клиентом. Об одном из видов вендингового бизнеса рассказывает сегодняшний гость «Деловой Одессы – технический директор компании «Колесо истории», Роман Бураков.


- Роман, по сути вендинговый бизнес еще молод в нашей стране. Расскажите, откуда начались первые шаги этого вида деятельности?


- Если говорить об истории, то первоисточником вендинга стал как ни странно игорный бизнес. В 20-е годы прошлого века в США и Великобритании появилась масса «одноруких бандитов». Но так как ни с выигрышей, ни с денежной массы, попадающей в автоматы, налоги не платились, власти приняли решение запретить этот бизнес. При этом имеющиеся автоматы в срочном порядке были переделаны в машины, продающие жевательную резинку. Впрочем, даже в советское время данный вид бизнеса присутствовал. Достаточно вспомнить автоматы по продаже газированной воды и стеклянные кружки на цепи. Так что в нашей стране новым можно назвать бизнес, но не сами вендорные автоматы.


- Расскажите о плюсах и минусах использования автоматов как бизнеса


- Ну с плюсами тут все просто. Каждый, кто сталкивался с торговлей, наверняка наслышан о таких проблемах как должниках а товар, подбор персонала, недостачи и прочих «прелестях» современных реалий торгового бизнеса. Так вот, бизнес с применением торговых автоматов не имеет ни одного из вышеперечисленных минусов. Торговый автомат работает по принципу – сперва деньги, потом товар. Ещё одно важное преимущество вендинга – минимальные временные затраты на бизнес. Достаточно уделять автомату совсем немного времени, чтобы обеспечивать его стабильную бесперебойную работу. Конечно, как и у любого бизнеса, у вендингового бизнеса есть и свои минусы, главный из которых – торговый автомат это машина. И как любая машина он может сломаться. Правда, современные торговые автоматы достаточно надёжны и долговечны, так что поломки происходят в основном у дешёвых моделей. И ещё, аппарат не может причёсываться и умываться, поэтому его хозяину придётся следить за ним. Все таки чистый торговый аппарат радует глаз и приносит гораздо больше прибыли.


- Вы занимаетесь сугубо сувенирными автоматами. На какую аудиторию рассчитано данное направление вендингового бизнеса?


- В первую очередь на туристов. Благодаря таким автоматам путешественники, туристы, да и просто отдыхающие имеют возможность собственноручно изготовить себе на память уникальный сувенир. Если говорить об Одессе и установленном таком автомате на Морском вокзале, то туристы возьмут с собой на память вид на Черное море, который будет нанесен на жетон или 25-копеечную монету. Иногда эти сувенирные автоматы берутся в аренду на открытие торговых центров или больших заведений. При этом люди, которые пришли на открытие, бесплатно делают себе сувенир где есть контактные данные этого заведения. Иногда используется комбинированный принцип их применения: с одной стороны - изображение местности для туристов, с другой- чья-то реклама.


- В таком случае что является большим источником дохода: деньги рекламодателя или же продажа сувенирной продукции туристам?


- Конечно, больше денег приносит покупатель сувенира. Рекламодатель может дать максимум 300-400 грн в месяц за услугу, а касса автоматов в сезон составляет минимум ту же цифру, но в день. Так что, основной видом бизнеса остается именно вендинг, а не реклама.


- Коль речь зашла о финансах, насколько быстро купается один автомат?


- В более-менее нормальном месте автомат окупает себя в течение полутора-двух лет. В сезон выручка может составлять до 2000 грн в день, при этом владелец автомата, единоразово потратив на него порядка 6 тыс. евро, более не несет никаких существенных расходов. Автомат потребляет всего около 1 киловатта электроэнергии в месяц , плюс аренда места и налоги. Все это суммарно составит не более 10% от полученных доходов. Говоря об Одессе, даже в зимний период эти автоматы. Без особо наплыва туристов, приносят небольшой доход, тем самым окупая себя.


- Если говорить в масштабах Украины, насколько востребована сегодня подобный сервис для туристов?


- Если говорить в целом о вендинговом бизнеса, то украинский рынок имеет колоссальный потенциал. Достаточно вспомнить то количество автоматов с газировкой, которое было в 1970-80-х годах. Сегодня вендоров в нашей стране маловато - на 10 тыс. человек приходится приблизительно один автомат. При этом я говорю о всех автоматах: кофейных, табачных и других. Если говорить о сувенирных автоматах, то их в Украине насчитывается не более 30 штук. Если взять некоторое зарубежные страны, то такие автоматы стоят на каждом углу. Думаю в нашей стране можно легко поставить еще 150-200 единиц.


- Из Вашего личного опыта, какое место является наиболее удачным для расположения сувенирного автомата?


- В данном конкретном случае идеальным является место массового скопления туристов. В Одессе это Потемкинская лестница, мэрия, оперный театр, морской вокзал. Вообще к выбору места установки надо подойти с особой ответственностью. При этом надо не просто найти место для установки, но ещё и суметь договориться с владельцем этого места об установке автомата. А это зачастую является одной из главных сложностей.


- И напоследок расскажите, как себя показали такие автоматы в период экономического кризиса?


- Как ни странно, но именно этот вид бизнеса не ощущал дискомфорта в сложный экономический период. Выручка не только не поменялась, но и стала чуть больше. Думаю здесь есть простое объяснение. Когда турист прибывает в наш город, он уже изначально настроен на трату денег. А оригинальный, эксклюзивный сувенир, который не купишь на лотке, все таки еще может удивить туристов и заставить их расстаться с малой суммой денег.


Беседовал
Роман КОЗЛОВСКИЙ

 

Image 

Image 

 

 
< Пред.   След. >